ТОЗ воссоздает "оружие" Победы

23 Апреля 2020

          Тульский регион Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД» ведет работу по созданию полноразмерной копии бронепоезда № 16, который вместе с бронепоездом «Тульский рабочий» вел оборону Тулы осенью 1941 года.

          Тульский оружейный завод также принял участие в этом проекте и изготовил макеты счетверенной и сдвоенной зенитных пулеметных установок «Максим» на поворотных платформах, для дальнейшего расположения их на макете бронепоезда № 16.

          Сегодня ТОЗ посетил заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению) Александр Потапенко. Он поблагодарил генерального директора ПАО «Тульский оружейный завод» Илью Курилова за оказание содействия в реализации такого важного для туляков проекта.

          Макет бронепоезда будет установлен в парке «Патриот» г. Тула и станет еще одним напоминанием о великом подвиге героев Великой Отечественной Войны.

          В 1928 году Главное Артиллерийское управление дало задание конструкторскому бюро Тульского оружейного завода создать ЗПУ из 2-3-4 пулеметов «Максим» образца 1910/30 годов. Так в 1928 году для нужд ПВО началась разработка зенитного пулемета. Работы по созданию нового зенитного пулемета завершились в 1931 году. Быстрым способом создания нового зенитного пулемета стало увеличение количества пулеметов на зенитной установке. Так появилась зенитная пулеметная установка М4 или просто ЗПУ М4. На вооружение была принята, как «7,62-мм счетверенная зенитная установка обр. 1931 г.». Разработкой счетверенной зенитной установки М4 занимался коллектив под руководством знаменитого советского оружейника Н.Ф. Токарева. В коллективе по созданию М4 принимали участие А.И. Панов, С.А. Прилуцкий и Г.Г. Куренков. Токарев создал зенитную установку, объединив четыре пулемета «Максим» образца 1910/30 года. Установка имела принудительную циркуляцию воды с помощью ручного насоса, который циркулировал воду через пулеметы в емкость с водой, которая располагалась снизу. Вместо коробов на 250 патронов зенитный пулемет М4 снабдили коробами на 500 патронов для каждого пулемета, позже увеличили до 1000 патронов, противовесами и плечевыми упорами (иногда отсутствовали). Для прицеливания использовались кольцевые прицелы. Пулемет мог вести огонь по самолетам на высотах до 1400 метров и скорости полета до 500 км/час. Часто пулемет использовали для поддержки пехоты. Позже прицел 1929 года был заменен прицелами образца 1936 и 1938 года. Для крепления к полу автомобиля или корабля ЗПУ М4 имела три лапы под кронштейны. В зимнее время использовалась специальная компрессорная жидкость, состоящая из 50% глицерина и воды и 0,1% едкого натрия. Такая жидкость не замерзала даже при минус 50 градусах мороза.

Все новости